Брифинг о ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях
18.
06. 2019
18:28
8162
Новости

18 июня 2019 года в Агентстве информации и массовых коммуникаций состоялся брифинг о Законе Республики Узбекистан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года)» и других недавно принятых нормативных актах в области экологии и охраны окружающей среды.

За последнее время в стране проведена значительная по масштабам работа, направленная на совершенствование государственной политики в области экологии и охраны окружающей среды, как важнейшей составляющей создания благоприятных условий для здоровья населения и сохранения экологического равновесия в целях обеспечения эффективного и устойчивого социально-экономического развития республики. Текущее состояние окружающей среды и ее перспективы являются одними из приоритетных направлений государственной политики и находятся под постоянным вниманием Руководства страны.

В этой связи, принятие Закона Республики Узбекистан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года)», является еще одним подтверждением ответственного отношения республики к окружающей природной среде, ее сохранности для будущих поколений.

Справочно: Конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) принята 22 мая 2001 года в Стокгольме и вступила в силу в 2004 году. 
К настоящему времени 182 страны являются участниками Конвенции.
Из ведущих стран мира подписали, но не ратифицировали Конвенцию США, Италия и Израиль, из стран СНГ к Конвенции не присоединились только Узбекистан и Туркменистан.

Конвенция носит обязательный характер и направлена на глобальное сокращение, а также прекращение выбросов СОЗ с целью охраны от них здоровья человека и окружающей среды путем запрещения или значительного ограничения производства и использования 12 наиболее опасных соединений (с учетом последующих дополнений – 26 веществ), вызывающих необратимые изменения в организме человека и экосистемах.

В частности, стороны принимают на себя определенные обязательноства по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами, содержащими в себе СОЗ.

Так, в соответствии со статьей 6 сторона Конвенции обязана обеспечить обработку, сбор, транспортировку и хранение экологически безопасным образом СОЗ, а их удаление должно проводиться с условием полного уничтожения или необратимого преобразования, а в случае невозможности такового – иным экологически безопасным образом.

Необходимо отметить, что к настоящему времени к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях приняты три поправки, направленные на расширение перечня, что привело к увеличению контролируемых загрязняющих веществ. При этом, каждая поправка, являясь частью Конвенции, подлежит обязательному выполнению, в случае отсутствия оговорок и заявлений Стороны Конвенции.

С целью сохранения возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов Республики Узбекистан при возможном ограничении использования отдельных химических веществ, принято решение наделить республику правом изучения вопроса целесообразности присоединения к той или иной поправке в отдельности.

Аналогичное заявление содержится в Законе Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях». Кроме того, подобные заявления сделали Австралия, Канада, КНР, Индия, Республика Корея, Словения, Молдова и другие страны.

Ратификация Конвенции требует от Республики Узбекистан выполнения обязательств, связанных с запрещением или ограничением обращения СОЗ, а также их экологически безопасным удалением в соответствии с Национальным планом действий, разрабатываемым в течении двух лет после вступления в силу Конвенции.

Ратификация Конвенции позволит Республике Узбекистан:

- улучшить экологическую ситуацию, связанную с СОЗ, предотвратить возможные негативные последствия для населения, окружающей среды, растительного и животного мира;

- получить доступ к определенным финансовым ресурсам и технологиям по экологически безопасному удалению СОЗ, в рамках помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой для выполнения ими своих обязательств, что прямо предусмотрено в Конвенции.

Кроме того, присоединение Республики Узбекистан к Конвенции является необходимым условием получения дополнительных тарифных преференций для стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления в уязвимых развивающихся странах Генеральной системе преференций Европейского союза (GSP+), в связи с чем данный шаг Узбекистана позволит расширить географию и объемы экспорта отечественной продукции за счет присоединения Республики Узбекистан к GSP+.

При этом, присоединение к Конвенции не окажет негативного влияния на развитие химической промышленности и сельского хозяйства, так как ее действие распространяется на вещества уже не используемые на территории Республики Узбекистан.

Вместе с тем, присоединение к Конвенции также потребует дополнительных финансовых ресурсов для исполнения обязательств, возлагаемых на стороны Конвенции.

В настоящее время ведутся переговоры с рядом развитых зарубежных стран, а также с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), ПРООН и другими международными организациями по оказанию Республике Узбекистан технического содействия и финансовая поддержка, в первую очередь, для разработки и реализации Национального плана действий.

 


 

.

 

 

Полезные ресурсы