Утилизационный сбор на автотранспортные средства. Практика зарубежных стран и перспективы внедрения в Узбекистане.
26.
06. 2019
11:41
12319
Новости

Автомобильная промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике Узбекистана. В этой отрасли занято значительное число населения страны. Ежегодно производится до 250 тысяч новых автомобилей.  Автомобильная промышленность Узбекистана занимает 28-е — 37-е места среди стран производящих автотранспортные средства и на постсоветском пространстве по этому показателю находится на втором месте после автопромышленности России, и на первом месте среди стран Центральной Азии.

Кроме того, объем ежегодного импорта юридическими лицами легковых машин в Узбекистан в среднем составляет около 17,5 тыс. единиц в год.

При этом, важной задачей является необходимость заботы об окружающей среде и ее защита от негативных последствий эксплуатации автотранспорта.

Значительный ущерб окружающей среде наносят выбросы в атмосферу выхлопных газов. Автотранспорт также и для Узбекистана остается одним из наиболее интенсивных и стабильно растущих источников загрязнения атмосферы.

В Узбекистане ежегодный объем выбросов вредных веществ в атмосферу от транспортных средств составляет порядка 1.560 тыс.тонн в год.

Но это не всё. Проблемы утилизации транспортных средств являются также острыми, в силу оказания отрицательного влияния на окружающую среду. В Узбекистане на многочисленных автотранспортных предприятиях, а также в частном секторе, нередко наблюдается ситуация, когда по много лет простаивают выбывшие из эксплуатации бесхозные автомобили, в том числе в таких местах общего пользования как обочины дорог, дворы жилых районов и т.п., при этом интенсивно разрушаясь от старости и приходя в негодность для вторичной переработки.

Происходит порча металла коррозией, выделение вредных и токсичных веществ (технические масла, тяжелые металлы, кислотное содержимое аккумуляторов), находящихся в старых транспортных средствах, которые могут проникнуть в почву, воду и отравлять их. Нередки случаи умышленного поджога таких транспортных средств, которые сопровождается интенсивным загрязнением атмосферы и другими видами негативного влияния.

В 2018 году проведен технический осмотр 2,8 млн. единиц транспортных средств, около 1,0 млн. единиц признано не соответствующим обязательным требованиям безопасности транспортных средств, списано 24.818 транспортных средств по причине непригодности для дальнейшей эксплуатации.

Если взглянуть на европейский опыт, то страны Европы еще несколько десятилетий назад столкнулись с проблемой утилизации старых автомобилей и их комплектующих. Эта проблема постоянно обостряется в связи с увеличением количества выбывающих из эксплуатации транспортных средств.

В странах ЕС нет единого законодательства об утилизации автомобилей. Каждое государство занимается этой проблемой в силу своих возможностей. В Германии приём машин организован на бесплатной основе для граждан, сдающих автомобиль на утилизацию. К тому же местные автопроизводители обязаны изготавливать свои автомобили из материалов, которые на 95% поддаются вторичному использованию.

Во Франции на законодательном уровне предусмотрен норматив по количеству утилизационных пунктов. На 1,5 млн. человек их должно быть не менее 7. Граждане этой страны обязаны сдавать свои машины на утилизацию, когда транспортное средство приходит в негодность. В противном случае на них налагается штраф в размере до 75 тысяч евро или предусматривается тюремное заключение на 2 года.

В Норвегии при покупке нового автомобиля граждане платят 2.000 норвежских крон. Эта сумма им будет возвращена при передаче автомобиля в пункт утилизации. В Австрии владельцы транспорта обложены государственным экологическим налогом, который оплачивается один раз. В Бельгии утилизационный сбор входит в дорожный налог и взимается ежегодно в зависимости от объёма двигателя транспортного средства.

Приобретение автомобиля на российском рынке связано с определенными расходами. Одним из видов дополнительных платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор.

Утилизационный сборэто единоразовая денежная выплата в пользу государства за автомобиль, собранный на территории России или импортируемый в Россию из-за границы. Выплачивают его юридические лица — автопроизводители и импортеры. Поэтому в конечную стоимость автомобиля он как правило уже включен.

В тоже время в Узбекистане нет однозначной законодательной базы относительно утилизации автотранспортных средств. На сегодняшний день в республике отсутствует четко функционирующая система, позволяющая своевременно и безопасно выполнять утилизацию автотранспортных средств.

Утилизация автотранспортных средств является деятельностью, которая носит не только рыночный характер, но и служит основанием по обеспечению экологической безопасности. Поэтому данный вид деятельности должен стать объектом обязательного государственного регулирования. Это подтверждает опыт зарубежных стран, где принят и успешно работает закон об авторециклинге. Созданная в ведущих странах мира специальная отрасль промышленности по переработке и утилизации автомобилей занимается и проблемами вторичной переработки материалов, а также повторного использования подержанных деталей, узлов и агрегатов.

В целях обеспечения экологической безопасности, защиты окружающей среды и здоровья населения от вредного воздействия последствий эксплуатации автомобилей, повышения ответственности производителей и импортеров автотранспортных средств, максимального вовлечения отходов в промышленный оборот в качестве вторичного сырья, насыщения внутреннего рынка качественным автотранспортом, считается крайне важным разработка  нормативно-правовых документов, предусматривающих введение утилизационного сбора за каждое транспортное средство, ввозимое в Республику Узбекистан или реализуемое организацией – местным производителем и предназначенное для эксплуатации на территории Республики Узбекистан.

Принятие подобного документа позволит законодательно внедрить механизм регулирования отношений в сфере утилизации автомобильных транспортных средств и создать условия для ограничения ввоза в Республику Узбекистан бывших в употреблении и технологически устаревших транспортных средств.
 

Полезные ресурсы