30 января в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоялись очередные парламентские слушания. На мероприятии министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Азиз Абдухакимов предоставил информацию о причинах загрязнения атмосферного воздуха в Ташкенте и принимаемых мерах.
Министр подчеркнул, что в стратегии «Узбекистан-2030» определен ряд задач, связанных с охраной окружающей среды, а Президент за последние 2-3 месяца принял ряд постановлений и указов, направленных на решение проблем в сфере экологии.
Для информации: 23 ноября 2023 года Глава государства подписал Указ № УП-199 «О мерах по дальнейшему повышению уровня озеленения в республике и последовательной реализации общенационального проекта «Яшил Макон», 4 января 2024 года Указ №УП-5 «О мерах по совершенствованию системы управления с отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию», 12 января 2024 года Постановление № ПП-21 «О мерах по ускоренному развитию экологического туризма в Республике Узбекистан» и 17 января 2024 г. Указ № УП-14 «О мерах по упорядочиванию добычи нерудных материалов в водоемах».
Азиз Абдухакимов рассказал о причинах загрязнения атмосферы города Ташкента. В частности, отмечаются антропогенные факторы – быстрое строительство без утверждения генеральных планов городского развития, вырубка деревьев несмотря на мораторий, использование автомобилей на топливе (АИ-80), не соответствующем экологическим требованиям стандарта «Евро-4».
«В 2022 году по городу Ташкенту передвигалось 715 тысяч автотранспортных средств, в результате в атмосферу было выброшено 403 тысячи тонн загрязняющих веществ. В 2023 году количество автотранспорта в столице выросло на 8% и достигло 775 тысяч. По итогу в атмосферу было выброшено 435 тысяч тонн загрязняющих веществ», - сказал Азиз Абдухакимов.
Министр также отметил, что в 2019 году было использовано 3,9 млн тонн угольного топлива, в 2022 году – 5,3 млн тонн, в 2023 году – 6,7 млн тонн, что нанесло большой ущерб атмосфере.
«При сжигании 10 тонн угля в атмосферу выбрасывается 220 кг сажи, 360 кг оксида серы II, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота II и 2 тонны зольных отходов. Эти цифры показывают, насколько велик ущерб от угля», - добавил министр.
Кроме того, А.Абдухакимов особо отметил проделанную работу по улучшению экологии. В частности:
— С 1 января 2022 года запрещен ввоз транспортных средств, оснащенных бензиновыми и дизельными двигателями, не отвечающими экологическим требованиям «Евро-4»;
— За последние два года электрифицировано 3150 км участков железных дорог, вместо тепловозов использованы электровозы;
— В период месяца «Чистый воздух» в 2023 году было проверено 319 тысяч транспортных средств, из них 8600 автомобилей, не соответствующих требованиям, были временно запрещены к эксплуатации;
— В 2023 году модернизировано 716 пылегазо-улавливающих устройств на 147 промышленных предприятиях, предотвращен выброс более 10 тысяч тонн загрязняющих веществ в атмосферу;
— В сотрудничестве с международным общественным фондом «Замин» в городе Ташкенте установлены 2 автоматические станции японской марки «Horiba», измеряющие мелкодисперсные частицы в атмосферном воздухе;
— В рамках общенационального проекта «Яшил Макон» высажено более 416 миллионов саженцев деревьев и кустарников;
— В Бухаре, Нукусе, Хиве и Ургенче создано 588 га «зеленых парков», 662 га «зеленых общественных парков» и 40 км «зеленых поясов» вокруг городов;
– В осеннем сезоне прошлого года вокруг 189 промышленных предприятий с высоким воздействием на окружающую среду высажено 2 миллиона 300 тысяч саженцев, созданы «зеленые пояса».
Также министр отметил, что для улучшения экологической ситуации необходимо принять следующие неотложные меры:
— Запрет на использование моторного топлива экологической категории ниже стандарта «Евро-4» (бензин марки АИ-80);
— В целях уменьшения пробок на дорогах и обеспечения безопасности дорожного движения в Ташкенте в часы пик (с 07:00 до 10:00 утра и с 17:00 до 20:00) ограничение движения грузовых транспортных средств массой 3,5 и более 12 тонн;
— Организация зон свободных от транспортных средств на центральных улицах города;
— Перевод общественного транспорта на полностью электрическое и газовое топливо, а также организация дорожной инфраструктуры;
— Объявление моратория на строительство всех видов строительных объектов (кроме объектов социального и государственного значения);
— Запрет использования угольного топлива в промышленных целях в прилегающих к городу Ташкенту районах Ташкентской области;
— Строгий запрет на использование мазута в качестве резервного топлива в теплоцентрах;
— Создание «зеленых поясов» вокруг города Ташкента с целью снижения скорости ветра и предотвращения перемещения частиц почвы на основе научных и тщательно проработанных выводов.
По завершению доклада министр ответил на вопросы депутатов об экологической ситуации.