Основные задачи и направления деятельности Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата
– Разработка и реализация единой государственной политики в сфере охраны природы, рационального использования и восстановления природных ресурсов, обращения с отходами, а также изменения климата;
– Ведение государственного экологического контроля по охране природы, в том числе атмосферного воздуха, земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, охране животного и растительного мира, обращению с отходами;
– Обеспечение охраны, защиты, разведения, восстановления лесов, повышения продуктивности и рационального использования лесов;
– Организация гидрометеорологической службы, ведение мониторинга изменения климата и загрязнения окружающей природной среды;
– Развитие сотрудничества с институтами гражданского общества и общественностью в сфере охраны природы, системная организация экологического воспитания, пропаганды, образования и поддержки научных исследований;
– Внедрение принципов «зеленого» развития, сокращение вредных выбросов в окружающую среду, снижение негативного воздействия деятельности человека на природу;
– Внедрение цифровых технологий в сферу охраны природы, налаживание системы сокращения и автоматизации человеческого фактора при ведении мониторинга;
– Дальнейшее развитие сферы экотуризма, охотничьего и сафари-туризма, эффективное использование возможностей лесных хозяйств и национальных природных парков (за исключением зон, преобразованных в заповедники) и сооружение соответствующих объектов инфраструктуры, создание благоприятных условий для иностранных и отечественных туристов и обеспечение их обслуживания;
– Применение действенных мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения требований законодательства в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
– Наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление факторов, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
– Осуществление контроля за соответствием осуществляемой хозяйственной и иной деятельности стандартам, нормам, правилам охраны природы и требованиям иных нормативно-правовых актов, а также применение законных мер;
– Обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
– Установление контроля за рациональным использованием лесов, регулирование отношений в сфере охраны природы, контроль за организацией наземной и авиационной охраны лесов;
Основные задачи региональных управлений
– Эффективное выполнение задач и функций, возложенных на Министерство экологии в регионе;
– Взаимодействие с секторами комплексного социально-экономического развития (далее - секторами комплексного социально-экономического развития), возглавляемыми руководителями местных исполнительных органов областей, городов, районов, прокуратуры, органов внутренних дел и государственной налоговой службы;
– Осуществление государственного управления деятельностью в области экологии, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их восстановления;
– Осуществление мероприятий по обеспечению благоприятного экологического состояния окружающей среды, охране экологических систем, природных комплексов и отдельных объектов, оздоровлению экологической обстановки;
– Государственный контроль, местные исполнительные органы за соблюдением законодательства в сфере осуществления работ, связанных с отходами
внедрение эффективной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов в тесном взаимодействии с органами самоуправления граждан;
– Осуществление государственного экологического контроля в связи с охраной и использованием земель, недр, вод, животного и растительного мира, соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
– Координация деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, физических и юридических лиц в области экологии, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их восстановления;
– Государственный кадастр в области экологии и охраны окружающей среды и мониторинг, а также разведение диких животных, дикорастущих растений ведение государственного учета питомниководов, зоологических и ботанических
– Осуществление экологического образования, пропаганды и воспитания, а также переподготовки специалистов в области экологии и охраны окружающей среды и повышения их квалификации;
– Обеспечивать предупреждение нарушений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и выполнения работ, связанных с отходами;
– Обеспечение тесного взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества в вопросах экологии и охраны окружающей среды, права граждан на комфортную окружающую среду.
Основные функции региональных управлений
1) Осуществление местного государственного управления в области рационального использования животного и растительного мира и их восстановления, охраны атмосферного воздуха, подземных богатств и их рационального использования, а также обращения с отходами;
2) Разработка и согласование проектов нормативных правовых актов органов местной государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции или оказывающим негативное воздействие на окружающую среду;
3) Согласовывать программы мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды и научно-исследовательской деятельности;
4) Внесение предложений в органы местного самоуправления о создании, наименовании и переименовании новых охраняемых природных территорий;
5) Обеспечение местного населения информацией о состоянии окружающей среды и принимаемых мерах по ее улучшению;
6) Осуществление мероприятий по эффективной организации системы сбора, сортировки, хранения, транспортировки, обезвреживания, переработки, захоронения и реализации отходов;
7) Использование станций сбора отходов в сотрудничестве с органами местного самоуправления, своевременный вывоз отходов, управление полигонами, размещение отходов, переработка, захоронение и координация деятельности организаций, специализирующихся на санитарной очистке, по вопросам реализации;8) маҳаллий ижроия ҳокимияти органлари, фуқароларнинг ўзини ўзи бошқариш органлари билан жойлардаги руҳсат этилмаган чиқиндихоналарни бартараф қилиш бўйича чора-тадбирларни ишлаб чиқиш ва уларни амалга оширишда ҳамкорлик қилиш;
9) Мониторинг источников загрязнения почвы в местах складирования отходов;
10) Участие в разработке и реализации государственных программ по предупреждению нарушений в области охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, проведению работ, связанных с отходами;
СПРАВКА
О системных организациях Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан
НИИ экологии и природоохранных технологий
Основными направлениями дальнейшего совершенствования и комплексного развития НИИ экологии и природоохранных технологий (далее - Институт) определить:
изучение современного состояния окружающей среды, изучение влияния поллютантов на биоразнообразие, в том числе на редкие, исчезающие виды растений и животных;
проведение научных исследований по охране земельных ресурсов, разработка научно-обоснованных предложений по технологиям борьбы и предотвращения деградации земель;
проведение фундаментальных и практических исследований по предотвращению загрязнения подземных и поверхностных вод, разработка эффективных методов и технологий очистки и переработки сточных вод;
проведение углубленных фундаментальных и практических исследований современного состояния атмосферного воздуха, влияния содержащихся в нем загрязняющих веществ на окружающую среду и природу, разработка новых эффективных методов и технологий, обеспечивающих снижение загрязнения атмосферного воздуха;
проведение практических исследований по разработке эффективных методов и технологий, обеспечивающих переработку и утилизацию бытовых и различных отходов;
проведение фундаментальных, практических и инновационных исследований, направленных на ускорение перехода на «зеленые» технологии и развитие «зеленой» экономики за счет широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;
разработка научно обоснованных предложений по снижению негативного воздействия глобального изменения климата на экологию и окружающую среду;
охрана окружающей среды путем реализации экосистемных услуг в области экологии и охраны окружающей среды и разработки соответствующих нормативных документов;
подготовка квалифицированных научных кадров в области экологии и охраны окружающей среды, развитие сотрудничества образования, науки и производства, установление связей с зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями и международными организациями, проведение научных исследований на основе грантов;
формирование современной научно-лабораторной базы, оснащение ее передовым технологическим оборудованием, расширение научно-инновационных исследований, направленных на развитие отрасли, формирование эффективной системы их интеграции.
Центр аналитического контроля, специализирующийся в области охраны окружающей среды
К основным задачам Центра относятся:
систематизация и обобщение данных об источниках загрязнения в республике атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира, результатов аналитического контроля;
организация аналитического контроля за соблюдением требований экологической безопасности, радиационной безопасности при захоронении (размещении) отходов;
Возглавить территориальные управления Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в осуществлении инспекционно-аналитического контроля, мониторинга источников загрязнения и оказать организационно-методическую и практическую помощь в выполнении работ по соблюдению с требованиями природоохранного законодательства;
освоение, совершенствование, в необходимых случаях разработка, доработка и внедрение передовых методов отбора проб сточных вод и отходов, отходов, загрязнения объектов природной среды и проведения их физико-химического анализа;
контрольно-арбитражные замеры выбросов веществ в атмосферу, загрязнения объектов природной среды
Функции центра заключаются в следующем:
а) в области систематизации и обобщения данных об источниках загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, животного и растительного мира республики, результатов аналитического контроля:
формирует информационно-картографическую базу данных аналитического контроля и мониторинга источников загрязнения на основе технологий геоинформационных систем по Республике Узбекистан;
Организует и осуществляет выпуск информационных бюллетеней и других официальных изданий Центра, а также материалов и иной информации о состоянии природной среды;
осуществлять контроль за состоянием окружающей среды в системе государственного мониторинга, обеспечивать представление информации о результатах мониторинга и аналитического контроля источников загрязнения окружающей среды в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах в установленном порядке;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан обеспечивает заинтересованные функциональные и территориальные подсистемы государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСРЧС) в Республике Узбекистан информацией об экологической обстановке, выбросах вредных веществ в окружающую среду. атмосферу, качество сточных вод, загрязнение почвы и водных ресурсов в установленном порядке;
собирает, анализирует и обобщает информацию о состоянии загрязнения окружающей среды (воздуха, воды и почвы) радионуклидами и другими опасными веществами в оперативный штаб МЧС и в информационно-аналитические службы его территориальных органов (срочно-дежурные бригады), а также заинтересованным лицам осуществляет доставку в министерства и ведомства;
ГУ «Центр государственной экологической экспертизы»
К основным задачам Центра относятся:
проведение государственной экологической экспертизы для определения соответствия намечаемой, планируемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и возможности реализации (реализации) объекта экологической экспертизы;
проведение государственной экологической экспертизы ограниченных экологических нормативов, допускающих выбросы в атмосферу от хозяйственной и иной деятельности, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы или на территорию, образование отходов производства и потребления и их размещение;
привлечение экспертов и специалистов, в том числе зарубежных и международных, для проведения государственной экологической экспертизы;
сотрудничать с международными организациями других стран в сфере в установленном порядке по обмену опытом по вопросам проведения государственной экологической экспертизы;
оценка качества материалов и проектов, разрабатываемых организациями, разрабатывающими материалы оценки воздействия на окружающую среду и проекты экологических нормативных актов, и формирование рейтинга организаций-разработчиков;
по согласованию с учредителем разрабатывать предложения по совершенствованию системы государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями времени, государственными и отраслевыми стандартами и нормами;
представление учредителю для разработки и утверждения в установленном порядке нормативно-правовых документов, регламентирующих систему проведения государственной экологической экспертизы;
организация работы по подготовке специалистов и служащих, повышению квалификации и квалификации для проведения государственной экологической экспертизы на профессиональном уровне.
ГУ "Эко-Медиа Центр"
Ниже приведены основные направления деятельности предприятия:
создание, развитие и сопровождение автоматизированных информационных систем, ресурсов и баз данных в области охраны окружающей среды, их последовательная интеграция, развитие и сопровождение с системами других государственных органов, Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, обеспечение безопасности информации системы;
охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и контроль за выполнением работ, связанных с отходами, внедрением информационных и коммуникационных технологий на охраняемых природных территориях;
подготовка информационно-аналитических и наглядных медийных материалов, направленных на повышение информированности населения о реформах, реализуемых в сфере экологии и охраны окружающей среды с непосредственным использованием современных технологий и креативных подходов, популяризацию экологической культуры, своевременное предупреждение нарушений в сфере охрана окружающей среды получить;
Управление по строительству и капитальному строительству
К основным направлениям деятельности Дирекции относятся:
Организация существующих строительных работ в системе министерства с целью обеспечения выполнения задач, стоящих перед учредителем;
Оказание инженерных услуг при проведении строительных работ в системе министерств или других организаций;
выполнение обязанностей генерального подрядчика и технического надзора за выполнением строительных работ и оказанием услуг по эксплуатации зданий и сооружений;
выполнять задачи единственного заказчика по капитальному строительству и ремонту, а также реконструкции и благоустройству объектов;
обеспечение выполнения договорных обязательств по вводу в эксплуатацию объектов строительства в указанные сроки;
обеспечение качественной подготовки первично-разрешительной, предпроектной и проектной документации в установленные сроки, соблюдение требований нормативно-правовых документов по градостроительству;
создание необходимых условий для выполнения строительно-монтажных работ на объектах;
определение источников финансирования проекта, планирование закупок, определение процедур закупок и обеспечение их прозрачности и законности;
обеспечивать технический контроль за выполнением проектно-строительных работ, организовывать авторский контроль и организовывать приемку объектов в пользование с соблюдением норм и правил градостроительного строительства;
обеспечение прозрачности и законности взаимоотношений субъектов в сфере градостроительной деятельности;
организация работ, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов инфраструктуры санитарной службы, участие в качестве заказчика и генерального подрядчика;
выполнение строительных и подрядных работ в министерской системе, указанной в договоре, утвержденном в рамках реализации годовой инвестиционной программы, программы строительных работ;
организация строительных работ и оказание услуг на объектах с повышенной степенью опасности;
Республиканский центр организации санитарно-очистных работ
К основным задачам Центра относятся:
внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере, совершенствование единой системы учета абонентов и платежей, в том числе электронных платежных систем;
централизованное возмещение затрат на использование электронных платежных систем при взимании обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу мусора;
полный охват населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов, последовательное продолжение работы, направленной на увеличение объемов сортировки и переработки бытовых отходов, внедрение в сферу современных инновационных технологий;
выполнение функций рабочего органа в части формирования тарифов на услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, их экономического и технического обоснования, согласования с компетентными органами;
широкое привлечение частного сектора в сферу, участие в реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, разработка проектных предложений и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализация социальных проектов;
систематический контроль и анализ оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, координация финансово-хозяйственной деятельности предприятий санитарной очистки, входящих в систему Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
Агентство гидрометеорологической службы Республики Узбекистан
развитие и совершенствование государственной системы гидрометеорологических наблюдений;
обеспечение отраслей экономики, населения и вооруженных сил Республики Узбекистан гидрометеорологической информацией;
Организация и ведение государственного фонда гидрометеорологической информации, государственного фонда информации о загрязнении окружающей среды, государственного учета поверхностных вод;
Координация всех работ по созданию и ведению государственного водного кадастра;
Регулярный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод, а также возникновения и развития опасных гидрометеорологических явлений;
Проведение исследований по совершенствованию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования погоды, водности рек и изменения климата.
Агентство лесного хозяйства
Бакиров Низомиддин Джалилович
1 Разрешение на сбор (заготовку) видов растений, не занесенных в Красную книгу извлечение из природной среды на землях государственного лесного фонда
2. Разрешение на покос сена на участках, отведенных для покоса лесного фонда
3. Разрешение на выпас скота на пастбищах лесного фонда
4. Аукционный портал по аренде земель лесного фонда на условиях государственно-частного партнерства