В статье речь идет о выбросах при сжигании природного газа из таких источников как, автономные котельные для отопления зданий и помещений.
Следует отметить, что вопросы, связанные с отоплением зданий и помещений г. Ташкент, других городов и населенных пунктов республики неоднократно рассматривались в рабочей группе с участием заинтересованных министерств и ведомств, в частности Министерством коммунального и жилищного хозяйства, Министерством здравоохранения, Госкомэкологии и местных органов власти.
Изучение мирового опыта, в частности таких стран как: Великобритания, Финляндия, Швейцария и Турция показывают, что в этих странах применена практика отказа от централизованного отопления и перехода на применение локальных отопительных систем в каждом доме.
В республике одобрена практика применение локальных отопительных систем, двухконтурных отопительных котлов в каждой квартире с применением технологий регулирования теплоподачи, что должно привести к существенному сокращению потребления природного газа и воды.
По мнению рабочей группы, строительство дополнительных теплоэлектроцентралей в черте города Ташкента нецелесообразно и строительство таких комплексов в Ташкентской области и транспортировка тепла в г. Ташкент приведет к необоснованной потери тепла на 20-30%.
В предлагаемых локальных отопительных системах и двухконтурных отопительных котлах применена современная технология регулирования тепла с отключением подачи тепла при теплых температурах воздуха.
Также, ведутся активные работы по реконструкции существующих тепловых электрических станций и теплоэлектроцентралей, с применением современных парогазовых установок, систем автоматизированного регулирования тепла и других мер для экономии расхода природного газа и воды, что также направлено на существенное сокращение потребления природного гази и соответственно улучшению качество атмосферного воздуха.
Что касается загрязнение окружающей среды автотранспортом, отмечаем, что в республике активно ведутся работы по смягчению воздействия автотранспорта на окружающую среду.
В частности, в рамках Концепции по охране окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 г. предусмотрен запрет: с 1 января 2020 года ввод новых мощностей по производству моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4»; с 1 января 2022 года выпуск для свободного обращения» моторного топлива экологического класса ниже «Евро-3», а с 1 января 2023 года - моторного топлива экологического класса ниже «Евро-4»; с 1 января 2022 года выпуск для свободного обращения автотранспортных транспортных средств, уровень токсичности которых не соответствует требованиям экологического класса «Евро-4».
На сегодня обеспечено производства на АО «Бухарский нефтеперерабатывающий завод» и АО «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» дизельного топлива, соответствующего современным требования – экологическому классу «Евро-5». Ведутся активные работы по дальнейшему улучшению качество производимого моторного топлива, в частности автобензина, соответствующего экологическому классу «Евро-4» и «Евро-5».
Автопроизводители республики объявили о готовности производить автомобили, соответствующие экологическому классу «Евро-4» и выше, что несомненно приведет к существенному сокращению выбросов загрязняющих веществ от транспортного сектора и соответственно улучшению качество атмосферного воздуха.
Основными приоритетными направлениями деятельности на ближайшую перспективу в рамках инициативы «Чистый город» являются:
– строительства дополнительных транспортных развязок, путепроводов, подземных и надземных пешеходных переходов;
– развитие и совершенствование эффективных систем общественного транспорта (в частности, развитие сети специально выделенных автобусных полос);
– производство отечественных электромобилей и строительство станций для зарядки автомобилей, работающих на электрической тяге;
– создание дополнительных пешеходных дорожек и зеленных зон отдыха;
– строительства на въездах в г. Ташкент и другие крупные города парковок, совершенствование улично-дорожной сети;
– популяризация велосипедного движения с созданием отдельно выделенных велодорожек и соответствующей инфраструктуры (велопарковок, велопрокатов);
– создание зеленных коридоров вдоль автодорог;
– внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением и мониторинга параметров транспортных потоков, в том числе мониторинга условий движения в режиме реального времени на базе технологических решений «Умный транспорт»;
– повышение потенциала лиц, принимающих решение и информированности населения. Проведение дней «Без автомобиля».
Пресс–служба Госкомэкологии
Республики Узбекистан